Хомут – это кольцевой крепежный элемент, служащий для прочного соединения элементов трубопроводов, гибких рукавов (шлангов), закрепления кабельных разводок. Хомут с резиновой подложкой часто используют в качестве временной меры при ремонте систем отопления и водоснабжения, когда нужно быстро закрыть протечку.
Данный тип крепежа используют в различных сферах промышленного производства, строительства, автомобилестроения. Широкий спрос на хомутовые изделия объясняется надежностью и простотой использования, большим разнообразием видов и модификаций.
Виды хомутов для крепления и ремонта
Все стяжные элементы можно разделить на две группы: с переменным и постоянным размером. В первую включаются хомуты:
- Сантехнические (или трубные) служат не только для герметичного соединения труб, но также могут выполнять роль крепежа. С их помощью трубы фиксируют к поверхностям стен, потолка, пола.
- Силовые наделены высокими прочностными характеристиками. Предназначаются для эксплуатации при высоких нагрузках, давлении, в условиях вакуума. Толстостенные рукава и жесткие шланги – сфера применения данного типа крепежа.
- Червячные – наиболее востребованы, используются в различных областях промышленности и быта. Достаточно простое устройство, состоящее из перфорированной металлической ленты и винтового соединителя.
- Проволочные способны надежно удерживать трубы, фасонные элементы, шланги с толстой стенкой.
- Стяжные используют при работе с тонкими шлангами (включая ПВХ), топливными фильтрами, дренажными отводами. Удобны при монтаже, в том числе в труднодоступном месте.
Ко второй группе относятся следующие виды хомутов:
- Ушные неразборные бесступенчатые, предназначенные для одноразового использования для соединения водопроводных труб, работающих на самотеке.
- Пружинные находят применение при формировании систем вентиляции и кондиционирования воздуха, в автомобильной отрасли.
- Защелки.
- Нейлоновые стяжки, при помощи которых группируют и крепят кабельные разводки и провода.
Хомуты изготавливают из оцинкованной стали, нержавеющих сплавов и пластика. Есть модели, все элементы которых изготовлены из однотипных материалов. Кроме того, практикуется использование двух и более материалов. Например, ленту делают из нержавеющей стали, а замковое устройство – из углеродистого сплава с оцинковкой. Такие модели называют комбинированными.
Важно! Благодаря высоким антикоррозийным свойства исходного сырья, хомутовый крепеж не разрушается от воздействия влаги.
Разновидности опор хомутового типа
Хомутовые опоры предназначены для закрепления к основе трубопроводов технологического характера. Диаметр труб варьируется от 57 мм до 630 мм, температура перемещаемых потоков – до +450°С, давление не выше 10 МПа. Опоры хомутового типа бывают:
- с корпусом и без него;
- подвижные и стационарные.
Для изготовления крепежа используются стали марок 3сп5, 09г2с, ст.10, ст. 20 с обязательным покрытием против образования коррозии. Поэтому он пригоден к эксплуатации в условиях агрессивной среды.
На заметку! Хомутовые опоры устанавливаются на твердое основание и не рекомендованы к использованию на пучнистых грунтах, в регионах с вечной мерзлотой и повышенной сейсмичностью.
Особенности хомутов для пыльника ШРУСа
Пыльник необходим для защиты автомобильного узла ШРУС (шарнира равных угловых скоростей) от внешних воздействий и сохранности смазочного материала. Для крепления обычно используются металлические хомуты, которые, как правило, поставляются в комплекте с пыльником.
Стяжка представляет собой сплошную или перфорированную ленту с замковым устройством. Для надежности крепления и создания полной герметичности затяжку хомута рекомендуется выполнять специальным приспособлением и не пользоваться обычным инструментарием.