Металлические крепежные изделия обладают высокой прочностью, но без специальной антикоррозийной обработки сильно подвержены воздействию окружающей среды, что приводит к быстрому снижению их эксплуатационных свойств.
Определить параметры покрытия крепежных изделий поможет данная таблица. В ней приведены условные обозначения распространенных видов покрытия, как в буквенном, так и в цифровом формате.
Способ покрытия указывается в конце параметров изделия, после точки, а последующая цифра говорит о толщине слоя в микронах. При многослойном покрытии указывается сумма всех слоев. Например: « Гайка М14х1,25-6Н.05.40Х.016» или «Гайка М14х1,25-6Н.05.40Х.Ц.хр6» - это означает, что изделие имеет цинковое хроматированное покрытие толщиной 6 мкр.
Вид покрытия | Обозначение согласно ГОСТ 9.306-85 | Обозначение цифровое |
---|---|---|
Цинковое, хроматированное | Ц.хр | 1 |
Кадмиевое, хроматированное | Кд.хр | 2 |
Многослойное: медь-никель | М.Н | 3 |
Многослойное: медь-никель-хром | М.Н.Х.б | 4 |
Окисное, пропитанное маслом | Хим.Окс.прм | 5 |
Фосфатное, пропитанное маслом | Хим.Фос.прм | 6 |
Оловянное | О | 7 |
Медное | М | 8 |
Цинковое | Ц | 9 |
Цинковое, горячее | Гор. Ц | 9 |
Окисное, наполненное хроматами | Ан. Окс. Нхр | 10 |
Окисное, из кислых растворов | Хим. Пас | 11 |
Серебряное | Ср | 12 |
Никелевое | Н | 13 |
Рассмотрим преимущества некоторых видов покрытия.
Кадмий.
Несмотря на токсичность, что исключает его использование в пищевой промышленности, кадмиевое покрытие незаменимо в условиях контакта с морской водой, поэтому широко применяется в кораблестроении и других отраслях, связанных с морем. Также большим преимуществом является высокая пластичность и устойчивость к частому демонтажу резьбовых соединений. Олово-висмут.
Данный вид покрытия используется в электротехнике и электронной промышленности для более качественного соединения деталей методом пайки. Чаще всего наносится на медные или омедненные крепежные изделия.
Никель.
Никелевое покрытие имеет защитно-декоративное применение при изготовлении внешних крепежных деталей велосипедов, автомобилей, различных бытовых приборов, к тому же оно хорошо поддается полировке. Поскольку никель не токсичен для человека, то крепеж с таким покрытием безопасен при строительстве искусственных водоемов, бассейнов, но без использования в морской стоячей воде.
Медь.
Покрытие металлического крепежа медью служит для последующей спайки деталей и повышения электропроводности соединения или создания предварительного слоя для лучшей адгезии последующего. Широко применяется в электротехнике.
Медь-никель.
Сами по себе и никель, и медь практически не предохраняют железо от коррозии, но их сочетание способно создать покрытие с очень высокими защитно-декоративными свойствами. Это многослойное покрытие с электроотрицательным потенциалом хорошо проявило свои качества при изготовлении смесителей и других сантехнических приборов, которые эксплуатируются во влажной среде.
Медь-никель-хром.
Добавление слоя хрома не только повышает эстетические свойства крепежа или сантехники, но и делает покрытие долговечным и более устойчивым к механическим и коррозийным воздействиям.
Хром.
Использование хрома в качестве покрытия может выполнять как декоративную, так и защитную функцию. Помимо защиты от коррозии, хромирование придает дополнительную твердость поверхности изделия, снижает коэффициент трения, повышает износостойкость деталей. Благодаря сочетанию всех этих качеств, покрытие хромом широко применяется в производстве автомобилей и других средств передвижения, а также различных деталей, работающих на износ в агрессивной среде.
Цинк-ламель.
Цинк-ламельное покрытие наносится на крепеж не методом электролиза, а методом обработки составом из чешуек (ламелей) цинка и алюминия. Такой способ минимизирует повреждения металла, из которого изготовлена деталь. Кроме высоких антикоррозийных свойств, этот метод позволяет контролировать электропроводность, коэффициент трения и цвет обрабатываемых изделий. Все это, плюс устойчивость к перепадам температур и воздействию химикатов, делает цинк-ламельное покрытие перспективным направлением в обработке крепежных изделий самого широкого спектра.