Самопроизвольное ослабление и раскручивание резьбовых соединений чревато серьезными последствиями.
Появляется нежелательная вибрация, посторонние шумы, соединяемые детали деформируются. В результате может случиться поломка технологической линии на производстве или авария на дороге.
Рассмотрим, какие причины приводят к таким ситуациям, и как избежать проблем с резьбовым крепежом.
Причины, по которым гайки раскручиваются самостоятельно
Случаются ситуации, когда все элементы резьбового соединения надежны, величина крутящего момента соблюдена, инструмент качественный, а крепеж за короткое время ослабился. Это может произойти, если:
- Неправильно подобран болт. Его длина слишком мала, поэтому гайка завинчена не полностью, а только на 3-5 витков резьбовой нарезки. При динамических воздействиях узел непременно будет раскручиваться. Например, на колесах при движении машины.
- Диаметр отверстий в скрепляемых деталях превышает необходимую величину для конкретного болта. В этом случае сдвижные нагрузки обязательно приведут к разбалтыванию болта и ослаблению соединения.
- Если соединение обеспечивается меньшим количеством болтов, чем того требует ситуация. Нагрузка на каждый крепеж увеличивается, возникающие деформации приведут к вибрациям.
- Увеличенное рабочее усилие при работе с пневматическим гайковертом может привести к повреждению резьбы. В результате или гайка раскрутится или болт сорвется.
На заметку! Крепеж должен быть абсолютно чистым. Гайка на болгарке или ступице колеса неизбежно постепенно раскрутится, если на резьбе соединения окажется хоть немного краски или ржавчины.
Как не допустить самопроизвольного раскручивания гаек
Предотвратить самопроизвольное раскручивание болтового соединения помогут следующие меры:
- правильный выбор контровки с использованием таких приспособлений, как шплинты, контргайки, стопорные шайбы;
- использование оригинального крепежа, предписанного производителем;
- не применять повторно любые элементы крепежного узла;
- пользоваться специальными анаэробными растворами;
- вместо обычных гаек устанавливать самоконтрящиеся с нейлоновым кольцом, которое помогает избежать самораскручивания.
Важно! Затяжку болтового соединения следует производить только динамометрическим ключом, скрупулезно соблюдая величину крутящего момента. Пневматический инструмент пригоден лишь для проведения демонтажных работ.