С проблемой самопроизвольного откручивания болтов чаще всего сталкиваются автомобилисты, электрики и персонал, обслуживающий механизмы с подвижными узлами. Виной тому могут быть самые разные причины и обстоятельства, и это далеко не всегда недобросовестные сотрудники какого-нибудь шиномонтажа или некачественно изготовленный крепеж.
Случаются ситуации, когда и болт надежный, и динамометрический ключ в порядке, и величина момента затяжки точно соблюдена, а соединение разболталось за очень короткое время. Постараемся разобраться, почему это происходит, какие меры следует предпринять, чтобы избежать спонтанного раскручивания болтового соединения.
Причины откручивания болтов
Если есть уверенность в том, что первоначально болт был затянут по всем правилам до требуемого значения крутящего момента, но через некоторое время он ослаб или сам раскрутился, то дело не в плохой работе монтажника. Такая ситуация может возникнуть вследствие следующих причин:
- Неправильный выбор крепежа по геометрическим параметрам, прочности на растяжение, пределу текучести, несущей способности. Например, слишком короткий болт не проходит сквозь соединяемые элементы полностью, а лишь прихватывает их на 2-4 витка резьбы. При воздействии динамических нагрузок он очень быстро покинет стык, а крепление придется менять.
- Несоответствие размеров отверстий на скрепляемых деталях диаметру крепежного устройства. Малейший разброс не позволит создать прочное и надежное соединение, как следствие – разбалтывание гайки.
- Соединение отдельных элементов между собой меньшим количеством болтов, чем того требует конструкция. В результате на каждый оставшийся крепеж увеличивается нагрузка, он может просто ее не выдержать, «потянуться» и начать самопроизвольно раскручиваться.
·Затяжка болтового соединения производилась при помощи пневматического гайковерта. Большая часть моделей этого инструмента работает с увеличением нормативного усилия. При перетяжке происходит незаметный для глаза срыв резьбы. В результате при вибрационных воздействиях болт может быть вырван, а повреждение резьбы можно обнаружить только после раскручивания гайки.
- Варианты, касающиеся крепления автомобильных колес. Болты самопроизвольно раскручиваются, когда параметры конуса головки не соответствуют конфигурации конуса в отверстиях колесного диска. Этот самый конус не должен быть окрашен, поскольку лакокрасочные материалы дают усадку, разрушаются, тем самым ослабляя затяжку. Не менее важно следить за состоянием ступицы. Диск следует насаживать на абсолютно чистую «привалочную» поверхность, без намека на ржавчину.
Это только небольшой перечень причин, по которым болтовые соединения могут оказаться не совсем надежными. Поэтому первое, что нужно сделать, это ответственно подойти к выбору крепежа и применять только надежные изделия от известных производителей. Купить такие в любом количестве и ассортименте можно в компании «Трайв».
Способы и средства, применяемые против самооткручивания болтов и гаек
Первый и главный способ против спонтанного раскручивания болта – это правильная контровка любого разъемного соединения. Для этой цели используются различные средства:
- шплинты и специальная проволока;
- контргайки и шайбы различной конструкции;
- булавки и другие стопорные изделия.
Действующими нормативами рекомендуется при производстве ремонтных работ использовать «родные» крепежные устройства, а контровочные детали применять только те, которые предусмотрены производителем конструкции. Например, нельзя использовать одинарные шайбы вместо двойных либо пружинные ставить на место пластинчатых. Кроме этого, категорически запрещено использовать контровочные приспособления повторно, при замене ставить нужно только новые.
На следующем рисунке изображено, как правильно контрить болтовые соединения проволокой (стрелки указывают направление откручивания гаек).
А здесь хорошо видно, как надо и как не надо использовать разрезные пружины:
Важно помнить о том, что пневматический гайковерт применяется только при разборке крепежного узла. Финишная затяжка гаек и болтов должна выполняться динамометрическим ключом с соблюдением величины крутящего момента для конкретного типа крепежа.
Эффективно бороться с самопроизвольным раскручиванием болтов помогают своевременные профилактические мероприятия: осмотры, проверки, обследования с применением специальных приборов. При малейших подозрениях на появление коррозии, обнаружении укороченного размера болта или потянутой резьбы, разбитого конуса необходимо принимать срочные меры по замене крепежного соединения.