Главное в любом деле – безопасность. Особенно это важно при транспортировке и перемещении грузов. Поворотные рым-болты как раз и призваны обезопасить от несчастных случаев. Рым в переводе на русский – кольцо. А само слово голландское, и благодаря нидерландским мореплавателям, применявшим подобные приспособления для погрузки-разгрузки, швартовки, оно навсегда вошло в мировой обиход. По сути – это обычный болт с кольцом вместо головки.
Остановимся подробнее на первом типе, имеющем весомые преимущества перед остальными. Поворотный рым-болт, как следует из названия, состоит из металлического стержня с резьбой и монтажного кольца и призван обеспечить высокую прочность и надежность соединения. Изготавливается этот вид крепежа из легированной или углеродистой стали с обязательным цинкованием для защиты от коррозии, и прохождением дефектоскопии. Причем стандартную процедуру, когда рым-болт просто нагружают статичной механической нагрузкой, все больше вытесняет электромагнитная дефектоскопия, согласно EN 1677-1 (Технические условия на детали средств строповки). И пусть изначально рым-боты применялись в портовых работах для подъема грузов на суда, буксировки, но в силу простоты конструкции и большой прочности рым-болты нашли широкое применение, как в быту, так и в строительстве и т.д. для кантования, погрузо-разгрузочных работ различного оборудования.
- Послушай, у вас несчастные случаи на стройке были? - Нет, пока ещё ни одного не было. - Будут. (Операция «Ы» и другие приключения Шурика)
На сегодняшний день различают три типа рым-болтов:
- Поворотные;
- Удлинённые;
- DIN 580.
Согласно директиве 2006/42/ЕС о безопасности машин и оборудования Европейского парламента и Совета Европы от 17 мая 2006 для конструкций весом более 20 кг инженер обязан предусмотреть приспособления для их транспортировки и перемещения на все время производства и эксплуатации. Вышеупомянутая директива ужесточает требования и выпущена взамен предыдущей 95/16/ЕС, и в одночасье сделала широко распространенные рым-болты (DIN 580), непригодными для обеспечения безопасности здоровью и жизни людей. Даже в Европе данная директива имеет наднациональный характер и реализуется на уровне местного законодательства. В большинстве стран соответствующими статьями предусматривается автоматический переход на единые стандарты. Директива 2006/42/ЕС вступила в силу 29 декабря 2009 и заменила предыдущую.
Нам Европа не указ, но как сказал американский психолог Ральф Уолдо Эмерсон: «Каждый человек меня в чем-то превосходит, и в этом смысле мне есть чему у него поучиться», поэтому не стоит сомневаться, и в России данные нормы уже начали действовать, что, в частности, привело к широкому появлению на нашем рынке поворотных рым-болтов.
Стандартные рым-болты по технике безопасности допускают работу лишь при нагрузках вдоль осевой линии или не более чем под углом в 45°. Но, например, в многоветровых стропах отклонение от оси подчас составляет 60°, а при кантовании ящиков может доходить и до 90°. Положение рым-болтов не поддается точному прогнозированию, а значит, он может раскрутиться или быть поврежденным от механических нагрузок. К тому же болты в многоветровых стропах испытывают поперечные нагрузки, и последняя директива ЕС напрямую запрещает использование стандартных рым-болтов, типа DIN 580.
Новые требования к петлевым рым-болтам следующие:
- Запас прочности по всем трем координатам должен быть не менее четырех;
- Максимальная простота, надежность и универсальность строповки, исключающая дополнительные элементы, усложняющие и утяжеляющие конструкцию (скобы, дополнительные крюки и т.д.);
- Возможность свободного вращения при максимальном нагружении;
- Отсутствие самопроизвольного высвобождения грузозахватных приспособлений;
- Хорошо читабельная, не подверженная затиранию маркировка грузоподъемности, обязательно в цветном исполнении.
Рабочие нагрузки на рым болты
0-45о/45-90о
|
0-45о/45-90о |
|||||||||||
din 580 | поворотный | din 580 | поворотный | din 580 | поворотный | din 580 | поворотный | din 580 | поворотный | din 580 | поворотный | |
м8 | 800 | 1000 | 200 | 300 | 1600 | 2000 | 400 | 600 | 600/ 200 | 420/ 300 | 880/ 280 | 630/ 450 |
м10 | 1000 | 1000 | 250 | 400 | 2000 | 2000 | 500 | 800 | 750/ 250 | 560/ 400 | 1100/ 350 | 840/ 600 |
м12 | 1600 | 2000 | 400 | 750 | 3200 | 4000 | 800 | 1500 | 1200/ 400 | 1000/ 750 | 1750/ 560 | 1600/ 1120 |
м16 | 4000 | 4000 | 1000 | 1500 | 8000 | 8000 | 2000 | 3000 | 3000/ 1000 | 2000/ 1500 | 440/ 1400 | 3150/ 2250 |
м20 | 6000 | 6000 | 1500 | 2300 | 12000 | 12000 | 3000 | 4600 | 4500/ 1500 | 3220/ 2300 | 6600/ 210 | 4830/ 3450 |
м24 | 8000 | 8000 | 2000 | 3200 | 16000 | 16000 | 4000 | 6400 | 5250/ 2000 | 4480/ 3200 | 7700/ 2800 | 6700/ 4800 |
м30 | 12000 | 12000 | 3000 | 4500 | 24000 | 24000 | 6000 | 9000 | 9000/ 3000 | 6300/ 4500 | 13200/4200 | 9400/ 6700 |
Сейчас на рынке представлено достаточное количество рым-болтов, целиком и полностью удовлетворяющих вышеперечисленным требованиям. В отличие от DIN 580 появляется все больше рым-болтов с кольцом, которое при закрученном болте позволяет вращаться на 360°, что предотвращает самораскручивание, срыв резьбы, а также выбор оптимальной позиции по направлению петли и обеспечивает более надежную работу совместно со стропом. Весь мир переходит на новейшие типы поворотных рым-болтов, чем Россия хуже?