Болт – это один из самых распространенных и востребованных крепежных элементов. В конструктивном плане представляет собой стержень цилиндрической формы с резьбовой нарезкой. С одного торца он плавно переходит в оголовок, противоположный конец предназначен под накручивание резьбовой гайки.
Болты используются повсеместно: от создания небольших приборов до сборки станков, автомобильной и сельскохозяйственной техники, строительства масштабных объектов. Болтовые соединения применяются при возведении мостов и прокладке железнодорожных путей. Они нужны практически во всех отраслях экономики и в быту.
По каким признакам классифицируются болты
Существует широкий типоразмерный ряд болтов, различающихся габаритными параметрами и многими другими критериями. Некоторые из них:
1. По специальному назначению болты делят на:
- строительные с увеличенным оголовком, для изготовления которых используется высокопрочная или нержавеющая сталь;
- дорожные используются при установке дорожных знаков, как правило, имеют квадратный подголовок для удобства прикручивания;
- машиностроительные оснащаются шестигранной головкой, полной или частичной метрической резьбой;
- анкерные фундаментные болты тип 1.1, изготовленные по ГОСТ 24379.1-2012, имеет изогнутую форму, комплектуется двумя гайками и шайбой;
- то же, тип 2 в виде стержня с резьбой по обеим концам, с одной стороны которого расположен шестигранный оголовок, с другой – анкерная плита, позволяющая более надежно закрепить болт в массиве фундамента;
- то же, тип 5 имеет вид прямого цилиндрического стержня с шестигранной головкой и неполной резьбой в верхней части;
- то же, тип 6 в нижней части оснащен специальным наконечником конической формы для лучшей фиксации в фундаментной конструкции;
- лемешные предназначены для сельскохозяйственной техники, отличаются наличием потайной шляпки с подголовником квадратной формы;
- элеваторными называются изделия с головкой в виде полусферы с шипами, не допускающими саморазвинчивания болта во время эксплуатации;
- рым-болт отличает наличие монтажного кольца, которое может быть приварено к рабочему стержню или свободно перемещаться на шарнире.
2. По исходному материалу. Для изготовления болтов различного назначения используют:
- сталь низколегированную, конструкционную, высокопрочную;
- аустенитные сплавы класса А2 и А4 с высокой стойкостью к влаге и агрессивной среде;
- сталь жаропрочную и релаксационностойкую;
- сплавы на основе цветных металлов – алюминия, меди, титана;
- бронза;
- технические пластмассы.
3. Форма оголовка болта может быть:
- шестигранной снаружи под стандартные ключи либо увеличенной;
- с внутренним шестигранником в потайном варианте, такой крепеж весьма востребован в мебельном производстве;
- полусферической с прямым или крестообразным шлицем;
- в виде крюка, петли, такие изделия используются в основном для производства такелажных работ либо для фиксации предметов при помощи тросов, канатов.
4. Тип защиты от коррозии. В продажу поступают изделия с оцинкованным, кадмиевым, никелевым, оксидированным, фосфатированным покрытиями либо в чистом виде под покраску.
На заметку! Кроме этого, болты отличаются длиной, диаметром резьбовой и гладкой части стержня, расположением резьбы, направлением (левая, правая) и размером шага.
Особенности маркировки
Тип болта легко определить по цифрам и буквам, нанесенным на его головке (чаще всего) или в сопроводительном документе. В качестве примера рассмотрим маркировку высокопрочного болта с шестигранным оголовком. Согласно требованиям ГОСТ 52644-2006 обозначение включает:
- товарный знак производителя;
- класс по прочностному показателю – две цифры, разделенные точкой;
- климатические исполнение (ХЛ – для холодных регионов);
- номер плавки.
Присутствие в маркировке литеры S означает, что перед нами болт с шестигранной головкой увеличенного размера. Крепеж из нержавеющей стали обозначается иначе: А2-40 или А4-80. Указывается марка исходной стали и предельная величина прочности в МПа, уменьшенная в 10 раз.
Виды болтового крепления
Болты, за исключением фундаментных, обычно работают вместе с гайкой. Их устанавливают в совмещаемые отверстия соединяемых деталей или конструкций с последующим закручиванием. Различают следующие типы соединений:
- работающее на срез, используются там, где необходимо использовать способность крепежа сопротивляться сдвигу, а совмещаемых деталей - смятию;
- устойчивые к сдвигу или фрикционные, то есть способные передавать внешние усилия за счет применения силы трения, появляющейся в процессе предварительного натяжения болта;
- фланцевые, в которых болты работают на растяжение.
Каждый тип соединения применяется в строго определенных нормативами случаях. Однако наиболее распространенным является фланцевый способ установки болтового крепежа. Он хорошо знаком как профессионалам, так и домашним мастерам.