× Уважаемые клиенты! Вы можете воспользоваться старой версией сайта.

Анализ крепёжных деталей, применяемых в отечественных автомобилях.Маркетинговые исследования.

Задачи по обновлению продукции российской индустрии крепёжа постоянно обсуждаются соответствующими специалистами. Однако крепёжных деталей современных конструкций выпускается совершенно недостаточно, а потребности машиностроения, строительства и других отраслей в них покрываются за счёт ввоза из-за рубежа. При этом объёмы импорта постоянно растут. Однако дело не только в производстве прогрессивного крепежа. Проследим на примере автотранспортных средств (далее – АТС) какие крепёжные детали используют в отечественном автопроме и какие следовало бы применять.
Роль маркетинга в развитии производства и применения новых видов изделий во всех отраслях – несомненна. Поэтому важно уметь пользоваться его приёмами в повседневной деятельности при определении верных направлений развития бизнеса. «Важно своевременно и правильно оценивать жизнеспособность основных видов продукции предприятия. Опасно рассчитывать на «вчерашних кормильцев» и не уделять внимания «кормильцам завтрашним», надо вовремя выявлять продукцию, приближающуюся или вступающую в стадию упадка, готовить ей замену».
(Ф.Котлер. Основы маркетинга. Пер. с англ. / М.: Прогресс, 1990).
В теории и практике маркетинговых исследований рынка и продвижения на него новых видов продукции широко используется методика анализа продукции на основе рассмотрения диаграммы её «жизненного цикла». Покажем, на каких этапах жизненного цикла находятся основные группы крепёжных деталей, выпускаемых и применяемых в РФ.
Этап 1. Выход (выведение товара на рынок). Рынок имеется, формируется, но ещё не подготовлен, хотя интерес к новому продукту несомненно проявляет. Начинается сбыт наиболее подготовленным потребителям.
Этап 2. Рост. Потребители и рынок положительно реагируют на новую продукцию, если её качество и технический уровень приносят выгоды потребителям. Появляются новые сегменты рынка, с увеличением объемов производства снижается цена продукции. Характеристики и преимущества крепёжных деталей, отнесённых к этому этапу, приведены во многих публикациях (см. также раздел «Аналитика» настоящего сайта). В АТС находят место всё большее количество болтов и гаек с фланцем, гаек самостопорящихся, болтов и винтов со звездообразным приводом, винтов и болтов резьбовыдавливающих. Это позволяет заменять устаревшие конструкции, в том числе избавляться от шайб, как от лишних деталей. Однако, несмотря на то, что производство и применение многих прогрессивных крепёжных деталей в РФ ежегодно увеличивается, использование их сравнению с изделиями из этапа «Зрелость», остаётся недостаточным.
Этап 3. Зрелость. Это самый продолжительный и стабильный этап в жизненном цикле изделий, в том числе по прибыли, хотя темпы роста сбыта постепенно снижаются. Группы стандартных крепёжных деталей, находящихся на этом этапе, казалось бы имеют относительно устойчивый спрос на рынке. Однако, следует иметь в виду, что не менее 70% гаек шестигранных и большинство прорезных надо заменять на гайки с фланцем и гайки самостопорящиеся. У приварных, неподвижных и закладных квадратных гаек тоже имеется хорошая замена: приклёпываемые гайки. Аналогичная замена по приварным болтам и шпилькам – это приклёпываемые шпильки. Болты с шестигранной нормальной головкой и винты с внутренним шестигранником наверняка уступят место болтам с наружным и винтам с внутренним звездообразным приводом. Винты и винты самонарезающие прямой и крестообразный шлицы тоже сменят на звездообразный. Везде, где под головки болтов и винтов и под гайки устанавливают плоские шайбы, должен появиться фланцевый крепёж. Таким образом, можно утверждать, что значительная часть крепёжных деталей, находящихся на этапе «Зрелость», приближается к «Упадку».


Этап 4. Упадок. Качество и технический уровень товара перестаёт удовлетворять потребителей, он постепенно теряет применяемость, приходится снижать цены, падает рентабельность. Однако большие резервы повышения технического уровня крепёжных соединений, экономии средств, снижения трудоёмкости сборки – остаются не реализованными. Выделим три определяющих причины медленного перехода на новые, прогрессивные крепёжные детали в машиностроении:
a. основной массив российских стандартов на крепёжные изделия не гармонизирован со стандартами ИСО, у нас нет стандартов на большинство современных конструкций;
b. инженерные и экономические службы предприятий-потребителей крепежа не проводят объективного технико-экономического анализа в области применения крепёжных соединений, отдают предпочтение дешёвым деталям, а не современным многофункциональным конструкциям, позволяющим избавиться от множества вспомогательных деталей соединений;
c. недостаточный уровень знаний и квалификация специалистов по крепёжным деталям и соединениям.
Стареющий товар мешает началу энергичных действий по его замене. Например, автозаводы продолжают применять огромное количество шайб и болтов с шестигранной уменьшенной головкой. Если с шайбами всё ясно, то по болтам с шестигранной уменьшенной головкой обстановка сложнее. Показано, что применение этих болтов классами прочности выше, чем 6.8 – недопустимо. Но уменьшенный шестигранник изготавливают методом безотходной формовки, а не обрезкой граней, как у нормальных головок. Болты с уменьшенной головкой проще в изготовлении (3 перехода), имеют ниже норму расхода металла. Невысокая цена сдерживает принятие решений об отказе от них. Однако выход из положения застоя по этой конструкции имеется. Он состоит в переходе на прогрессивные винты с цилиндрической головкой, сферой и внутренним звездообразным приводом. Головки винтов тоже изготавливаются без отходов, но при этом опорная поверхность под головкой такая же, как у болтов с нормальным шестигранником (см. раздел «Аналитика»). Применение винтов с прямым шлицем с каждым годом уменьшается из-за низких потребительских свойств: при сборке отвертка часто соскальзывает из шлица, портит присоединяемую деталь.
Рассмотренная диаграмма наглядно показывает, что и какого технического уровня мы выпускаем и используем в сборке АТС и что должны выпускать и применять, в том числе, не только в автомобилях. Приведённые качественные характеристики выпускаемых крепёжных деталей, позволяют их производителям и потребителям объективно оценивать перспективы своего развития.
Настоящий материал опубликован:
Бунатян Г.В. Жизненный цикл. Анализ крепёжных изделий, применяемых в отечественных автомобилях // Метизы, 2006. № 03 (13), с.6-8.

Возврат к списку

Обратный звонок

Введите ваши данные и мы перезвоним вам